20 февраля 2013 г.

Телега впереди лошади

  2 комментария

Достаточно часто бывает, что при рассуждении о каком-либо учении не можешь понять, что же все таки тут не так. Сердце подсказывает, что точно есть какая-то муть, но объяснения проповедующего вроде как опираются на Писание.

Одной из самых распространенных уловок врага душ человеческих является перемена очередности или приоритета или смещение акцентов, но без искажения самих аспектов библейского учения. И таким образом из одних и тех же кусочков мозаики можно собрать совершенно разные узоры.





На практике это проявляется очень часто, но наиболее ярко в следующих учениях:

Дела веры впереди самой веры

Такая модель часто встречается в современных учениях. Вызвано это, как правило, тем, что лидеры недовольны делами своих адептов и стремятся найти всевозможные способы, чтобы смотивировать их делать больше. И, поскольку в руках лидеров находится положенный им по рангу рупор, то они и пользуются им для реализации своих стремлений. И начинают с церковной кафедры литься рассказы о том, как важно делать то или делать это — каждый о своем: кому-то хочется, чтобы молодежь была поактивнее, поэтому идет агитация за всевозможные проекты и клубы по интересам; для кого-то важнее, чтобы их подопечные принимали участие в политических вопросах, из-за чего учения наполнены лозунгами и пристыжениями; и т.д. и т.п.

Но самое опасное во всем этом то, что таковые люди используют для своих манипуляций самое уязвимое место любого Христианина — веру. Важность каждого продвигаемого дела или активности они привязывают к вере адресата своего послания, предлагая, что дела, о которых они говорят, являются ни чем иным как показателем веры. «Делаешь, что я говорю — значит с верой у тебя порядок; не делаешь — а верующий ли ты вообще? Хочешь, чтобы тебя считали верующим — делай то, о чем я тебе говорю.» Примерно такая идея усваивается слушающими. Она обычно подкрепляется цитатой Иакова 2:17-18 «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.»

Но хотелось бы порассуждать об этом более пристально. Для начала посмотрим в контекст.

Иакова 2:14
«14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? 15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, 16 а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? 17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18 Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. 19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? 21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? 22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? 23 И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? 25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.»

Контекст помогает понять, что на первом месте здесь стоит именно вера, а дела — преподаются как неотъемлемое следствие живой веры. Причем важно отметить, что именно вера содействует делам, а не наоборот. Т.е. дела имеют смысл, если они являются выражением веры, или ее воплощением на практике. Кроме этого, дела, в которых вера достигает совершенства, обязательно соответствуют самой вере. Т.е. конкретная вера содействует конкретным, соответствующим ей делам. Описанные дела Авраама и Раав — это разные дела, потому что им содействовала разная вера — Авраам верил, что Бог силен воскресить обетованного сына, а Раав верила, что Бог предал ее город в руки пришедших к ней соглядатаев. Их вера основывалась на истине, которую они приняли. И вера эта не проявляла себя, когда им было угодно, напоказ, но проявила себя тогда, когда этого потребовала пришедшая в их жизни ситуация.

«Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.» (Притчи 24:10)

Можешь сколько угодно рассказывать, какой ты сильный, какой ты духовный или верный или смелый — то, как ты поведешь себя в конкретной ситуации, покажет, какой ты на самом деле.

Наши дела веры, их соответствие нашей вере и нашему исповеданию, показывают во что мы на самом деле верим. Показывают прежде всего нам самим, дабы мы имели возможность задуматься и исправиться. Но исправляться нужно не в делах! А в вере. Если веры нет, то никакие дела не помогут. А если вера есть — то она будет содействовать делам. Все сводится к вере.


И снова возвращаемся к ставящим в этом вопросе телегу впереди лошади. Извращенное учение о вере и делах несет идею, что если ты будешь делать правильные дела, то благодаря этому ты поправишь свою веру и вообще станешь более хорошим верующим. Извращенное учение искажает непосредственную связь между конкретной верой и конкретным делом, заменяя ее на связь между общим понятием «вера» или общим уровнем веры (верности, убежденности) в жизни человека с пропагандируемыми в данный момент делами. Например, испытывая эмоции стыда или поддаваясь эффекту толпы, или просто впадая в обольщение многие слушающие и в самом деле начинают оценивать свою веру по тому, сколько они раздали брошюрок на улице, или сколько денег отдали на тот или иной проект.

Давайте уясним нерушимую связь между Словом, которое рождает веру, и верой, которая содействует делам. Конкретное дело обязательно должно соответствовать конкретной вере, которая, в свою очередь, обязательно соответствует конкретной Истине.

Римлянам 10
«13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? 15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! 16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? 17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.»

В данном примере, конкретная Истина о том, что спасение — в Иисусе Христе, рождает конкретную веру в эту Истину, которая, в свою очередь, содействует конкретным делам — исповеданию.



Сначала прими, потом поймешь что это

Многие лжеучения, идеи или трактовки проникли в умы людей именно благодаря такому способу подачи. Таковые проповедники предлагают нам сейчас, сию минуту, под красивый аккомпанемент гитары, арфы и рояля принять в свое сердце то, о чем они говорят возвышенным голосом с нестандартной интонацией, и лучше не разбираться, правильно это или нет, а если и разбираться — то потом. А потом вспоминаются по большей части эмоции, которые испытывались, а не сама суть аргументации. «Ну как это может быть неправдой, я ведь чувствую, что это было классно,» - отвечают себе люди и на этом зачастую заканчивают свои рассуждения. А все потому, что нарушен порядок, и лошадь опять, бедолага, толкает телегу.


Иоанна 8
«31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, 32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.»


Перед принятием свободы обязательно должно произойти познание. Непознанная истина не способна освободить нас по-настоящему, а по-настоящему — это в нашем уме, в наших ценностях и убеждениях. Поддельное освобождение, если обратить внимание, напротив — всегда связано с эмоциями и чувствами. Для этого достаточно и красивой музыки или ораторского искусства. Но «преобразоваться обновлением ума нашего» мы можем только если познаем Истину!

Подобно посеянному при дороге семени из притчи нашего Господа Иисуса Христа («ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге.» (От Матфея 13:19)) — похищается Слово Божье лукавым у тех, кто не разумеет то, что слышит. Принять Слово Божье — значит рассуждать о нем и сделать вывод, что это есть Истина Божья. Слушающие, представляющие собой придорожную почву, слышат и аплодируют, льют слезы умиления и с готовностью переживают все сопутствующие эмоции и чувства, а вот самое главное упускают. Для таковой почвы семена Слова Божьего — просто что-то новенькое в их унылом пейзаже — разбавляют серость и однообразность. Нет у нее способности расценивать семена, как зарождение перемен, как начало новой жизни. И на такой почве семена могут без изменений находиться долгое время... Ничего не меняется — пейзаж стал поярче, в крапинку такой, но плодов там не жди. Только иллюзия перемен.


Давайте уясним, что принятие Слова в нашей жизни всегда должно быть осознанным и через познание этого Слова. Если тебе предлагают что-то принять сейчас, а понять, что же это такое — потом, не принимай — такой совет не от Бога. Также, если ты обнаружил в своей жизни убеждения или идеи, которые уже тобой приняты, но еще не обоснованы и не поняты — стоит задуматься, не на эмоциях ли они построены.



Любовь и выражение любви

1е Коринфянам 13
«1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. 2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. 3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. 4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Читая эту Истину о любви, следует понимать, что дела, в которых настоящая любовь себя проявляет на деле, обязательно следуют за самой любовью, а не предшествуют ей. И если мы проводим в своей жизни анализ, вникая в себя и в учение, и видим, что не поступаем так, как здесь говорится, то нам следует возлюбить Господа и научиться от Него истинной любви, а не все эти дела по списку выполнять, ожидая, что они заставят любовь появиться.

Здесь же и сказано, что поступающий правильно, но без любви, - все равно что кимвал звучащий. Проявлять или выражать любовь при отсутствии самой любви — это бессмыслица. Но почему-то именно этот способ взят на вооружение многими современными «семейными служениями» в качестве рецепта от угасших чувств.
Любовь истинная — это не просто чувства. Любовь — это внутреннее состояние, которое выражается внешне и проявляет себя в свое время, когда того требует ситуация. Но даже в отсутствии этих ситуации, она все равно остается настоящей любовью.

Господь возлюбил нас еще до того, как любовь Его святая проявила себя в творении или в смерти на кресте Голгофском. Любовь Его была всегда, просто в определенный момент Господь наш проявлял или выражал любовь Свою по отношению к нам, и это проявление являлось доказательством, свидетельством любви. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.» (К Римлянам 5:8)

«Любовь поступает так-то и так-то» — это совсем не то же самое, что «Поступай так-то и так-то, чтобы любить». Если любви нет в сердце, то никакие дела не компенсируют ее, равно как и не смогут ее генерировать.

Если любви нет, решение одно — возлюбить! А любовь сама позаботится о делах. Любящий человек знает, о чем идет речь. Если есть любовь, то ее проявления являются чем-то естественным и чем-то не таким сложным и изматывающим, как в условиях ее отсутствия.



Благодать и закон

Конечно же, это - тема, заслуживающая рассуждений в отдельной статье, но стоит упомянуть ее и в этой. На самом деле очень часто можно наблюдать как эти два фундаментальных и вполне последовательных понятия меняют местами или смещают их приоритеты.

Сегодня приобретает популярность учение о том, что закон синайский остается актуален к соблюдению для рожденных свыше Христиан. Одним из аргументов этого является утверждение, что благодать дана нам для того, чтобы мы могли исполнить закон Моисея, т.к. сами по себе мы это сделать неспособны. И вроде бы звучит, но тут есть подвох. В реальности все наоборот — закон был дан человечеству Богом для того, чтобы сохранить людей для принятия благодати. Когда благодать принята, функция закона исполнена, и он теряет свою актуальность. «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того [времени], как надлежало открыться вере. Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.» (К Галатам 3:23-27)



Единство любой ценой

Единство на сегодняшний день очень часто становится предметом всевозможных спекуляций и средством пристыжения и контроля людей. Удивительно, что таким светлым понятием чаще всего пользуются для разделения. Т.е. используют свое собственное трактование термина «единство», чтобы, по сути, еще больше разделить людей. И все это потому что меняют местами два важных понятия: согласие и единство.

Контролировать толпу можно, если внушить ей, либо что согласие — это и есть единство, либо что согласие формирует единство. В действительности же все как раз наоборот. Христиан объединяет не то, что они соглашаются с определенными тезисами или положениями и отказываются иметь разномыслия по этому поводу — нас объединяет вера в Господа Иисуса Христа, Кровью Которого все мы усыновлены в семью Божью, потому и принимаем друг друга как братьев и сестер. На этом и основано единство. Согласие же по конкретным вопросам приходит в процессе общения и следует за согласием со Словом Божьим по этим вопросам. И разномыслия в этом случае не исключены. От этого истинное единство не теряется, ведь оно имеет основанием Самого Христа. А вот поддельное единство — очень даже теряется, поскольку сформировано исключительно на основании взаимных компромиссов и согласия с официальным мнением руководства.

Вопрос единства в Церкви Божьей заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому здесь пока закончим с этим вопросом.


__________________

Существует еще много примеров как подмена приоритетов или очередности понятий используется сознательно или несознательно для извращения Истины Евангельской. Думаю, что приведенные выше примеры наглядно показывают, что этот вопрос вовсе не является незначительным, но носит фундаментальный характер в Христианстве.
Поделитесь этой статьей:

2 комментария

  1. Очень хорошая и глубокая статья помагающая вникать в себя и в учения-спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
      17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
      18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
      19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
      20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
      21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
      (Гал.2:16-21)
      Это место к подтверждению о благодати и законе.

      Удалить