Рассуждения о современной десятине (часть 2) /Связь с законом Моисея/
В части первой нашего рассуждения мы рассмотрели наиболее часто употребляемые аргументы в поддержку необходимости и даже обязанности Христиан отдавать не менее десяти процентов дохода своим лидерам. Но все же один аргумент был намеренно пропущен, чтобы уделить ему отдельное внимание. Именно о нем и пойдет речь в данной статье.
Как правило аргументы об Авраме и Иакове трудно обосновать, поэтому переходят к полемике о тех, которые связаны с Малахией, Матф.23:23 и левитским служением. Но эти аргументы опираются на положения из закона Моисея. Так или иначе дискуссия о релевантности ветхозаветной десятины для новозаветных Христиан приводит к вопросу о релевантности синайского закона в целом.
Многие проповедники пришли к тому, что для обоснования своих учений для них не проблема утверждать, что закон ветхого завета все еще актуален к исполнению для рожденных свыше Христиан. Конечно, рассуждать об этом скорее следует в отдельной статье, но здесь коснемся кое-каких спорных моментов, связанных конкретно с десятиной.
Что из себя представляла десятина по закону Моисея.
Определение понятия "десятина"
Левит 27:
"30 И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; 31 если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к [цене] ее пятую долю. 32 И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; 33 не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено."
Дословно "десятина" - это десятая часть, или каждый десятый. Мы видим что левиты собирали с народа десятую часть плодов земли и скота. Причем десятая часть не обязательно отдавалась самым лучшим - следовало не разбирать, а отдавать каждое десятое. Десятиной являлась пища (или то, что могло стать пищей), но не деньги. Повеление о том, что при желании десятину можно выкупить, как раз подтверждает, что сама десятина не являлась деньгами, и не приносилась деньгами, не из-за того, что тогда не существовало денег. Выкуп десятины не является приношением "денежной десятины", а своего рода покупкой права оставить себе то, что было посчитано как десятое.
Назначение десятины
Числа 18:
"20 И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди сынов Израилевых; 21 а сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их, за то, что они отправляют службы в скинии собрания; 22 и сыны Израилевы не должны впредь приступать к скинии собрания, чтобы не понести греха и не умереть: 23 пусть левиты исправляют службы в скинии собрания и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Израилевых они не получат удела; 24 так как десятину сынов Израилевых, которую они приносят в возношение Господу, Я отдаю левитам в удел, потому и сказал Я им: между сынами Израилевыми они не получат удела."
Десятина предназначалась левитам. Она являлась способом компенсации за то, что левиты не имели права владеть или наследовать землю, а также являлась материальным обеспечением для того, чтобы они исправляли службы при скинии и несли на себе грех народа.
Народ не приносил левитской десятины в скинию (или храм), ни отдавал священникам, но левиты собирали ее с народа.
Часть священников
Числа 18:
"25 И сказал Господь Моисею, говоря: 26 объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из нее возношение Господу, десятину из десятины, - 27 и вменено будет вам это возношение ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; 28 так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших, которые будете брать от сынов Израилевых, и будете давать из них возношение Господне Аарону священнику; 29 из всего, даруемого вам, возносите возношение Господу, из всего лучшего освящаемого."
Собрав десятину с народа, левиты приносили священникам десятую часть этой десятины (десятину из десятины). Они обязаны были отделять не каждое десятое, а самое лучшее из десятины народа. Именно левиты приносили священникам их часть, а не народ непосредственно.
Способ сбора левитской десятины
Числа 35:
"1 И сказал Господь Моисею на равнинах Моавитских у Иордана против Иерихона, говоря: 2 повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам: 3 города будут им для жительства, а поля будут для скота их и для имения их и для всех житейских потребностей их; 4 поля при городах, которые вы должны дать левитам, от стены города [должны простираться] на [две] тысячи локтей, во все стороны; 5 и отмерьте за городом к восточной стороне две тысячи локтей, и к южной стороне две тысячи локтей, и к западу две тысячи локтей, и к северной стороне две тысячи локтей, а посредине город: таковы будут у них поля при городах."
"7 всех городов, которые вы должны дать левитам, [будет] сорок восемь городов, с полями при них. 8 И когда будете давать города из владения сынов Израилевых, тогда из большего дайте более, из меньшего менее; каждое колено, смотря по уделу, какой получит, должно дать из городов своих левитам."
Существует распространенное мнение о полновременном служении левитов и священников. Но на самом деле это миф - для них существовала очередность служения в скинии (или храме). Большую же часть времени левиты жили в своих городах, а не при скинии (или при храме). Да они бы и не поместились там все вместе.
Обратим внимание, что левиты также имели поля для выпаса скота. Свой скот и имение они брали как десятину с народа, среди которого жили. Этим они обеспечивали себя и свои семьи. Десятую часть собираемого они отдавали священникам. Оставшееся они хранили, а не употребляли за один раз. Хранение означало не только непосредственно складирование десятин от земли (зерно, плоды и т.п.), но также и заботу о десятинах от скота (выпас, кормление и т.п.)
Другие виды десятин по закону, кроме левитской
Второзаконие 14:
"22 Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, 23 и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни. 24 Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, 25 то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; 26 и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. 27 И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою. 28 По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; 29 и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать."
Можно назвать такой вид десятины "праздничной". Когда писались эти строки, Израиль еще не заселил землю обетованную, и Иерусалим еще не был избран храмовым местом. Поэтому автор пишет о нем как о "место, которое изберет Господь". Предназначение данного вида десятины - праздновать, что подразумевало принятие праздничной пищи (как и в современном мире). Среди народа были и те, кто не мог себе позволить праздничную пищу - для таких также предназначался данный вид десятины.
Второзаконие 26:
"12 Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, 13 тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл;"
Данный текст только подтверждает, что значение десятины было в заботе о неимущем (сироты, вдовы, бедняки, пришельцы), а также о не имеющем возможности себя обеспечивать (левиты). Интересно, что левиты часто употребляются в одном списке с сиротами, вдовами и пришельцами. Они относились к категории людей, которые зависели в пропитании от народа.
Изменения контекста десятин во времена ветхого завета
В данной статье не ставится целью углубляться в детали по имевшим место изменениям, происходившим во времена ветхого завета, но все же стоит о них упомянуть.
Когда мы читаем Левит, Числа и Второзакония, нужно помнить, что постановления относительно жертвоприношений, обрядов, десятин, левитских городов были даны как бы на будущее, потому что Израиль еще не вошел в землю обетованную. Соответственно первые перемены в практике этих постановлений произошли, когда обетованная земля перешла во владение Израильского народа.
Далее последовали изменения, когда Бог дал Израилю царя по просьбе народа.
Следующие изменения были связаны с тем, что в Иерусалиме появился храм.
Далее - гражданская вражда и разделение Иудеи (столица - Иерусалим) и Израиля (столица - Самария).
Далее - различные пленения и возвращения из плена.
Далее - восстановление городов и храма.
Далее - римская оккупация (времена земной жизни Иисуса Христа).
Все эти (и многие другие) изменения контекста существования Израиля так или иначе влияли на практическое исполнение постановлений, в том числе и о десятине. Но в любом случае принципиальных перемен в этом плане не произошло, что позволяет нам достаточно точно применять рассмотренные выше вопросы ко всему периоду ветхого завета.
Как продолжают практиковать ветхозаветную десятину сегодня
Современные проповедники утверждают, что Христианам следует продолжать ветхозаветную практику десятин, но только левитами считать своих лидеров, а десятую часть приносить деньгами от любого дохода.
Многие считают, что в действительности продолжают исполнять постановления Моисея, когда отдают десять процентов зарплаты в поместную общину.
Рассуждения данной статьи показывают, что подобные утверждения не являются истинными.
Сегодня не существует ветхозаветного храма, ни скинии.
Сегодня нет левитского служения, нет и храмового служения.
Сегодня нет необходимости в регулярном жертвоприношении за грехи людей.
Современные десятины обычно собирают люди, не являющиеся левитами с людей, не являющихся Израильтянами.
Собирают в основном деньгами.
При этом оставляют за собой право владеть землей и наследовать ее, а также оставляют за собой право заниматься бизнесом, не связанным с храмовым служением.
Собиратели не несут на себе грех народа.
Собирают ее в бухгалтерию церковной общины (юридически это чаще всего фирма).
Собирают постоянно, не учитывая определенные в законе периоды.
Собирают со всех, не учитывая определенные в законе категории людей...
И во всем этом они утверждают, что основываются на законе Моисея.
Давайте не будем продолжать неграмотность в отношении ветхозаветного термина "десятина". Думаю из рассуждений, изложенных в этой статье, становится ясно, что пропагандируемая современными лидерами десятина - это далеко не то же самое, что ветхозаветная десятина по закону Моисея. Также должно стать ясно, что исполнять постановление о десятине в том виде, в котором оно дано в Писании, на сегодняшний день невозможно на практике. Тем более неправильно было бы игнорировать все остальные постановления из того же закона, исполняя только десятину. Но как я уже говорил, рассуждения об этих самых "остальных" постановлениях и о релевантности закона в целом - это материал для другой отдельной статьи.
Заключение
Основным выводом из изучения ветхозаветных постановлений о десятине для меня было то, что левитская десятина была неразрывно связана с назначением левитского и священнического служения. Так или иначе все аспекты левитского и священнического служения сводились к одному - приношение жертвы за грех, для того, чтобы получить за него прощение. Именно поэтому существовала необходимость в наличии левитов. Именно для этого Бог повелел остальному народу Израиля заботиться о своих братьях левитах. Есть ли сегодня, во времена Нового завета Иисуса Христа, необходимость в существовании специально отделенных людей для совершения жертвоприношений за грех? Существует ли в таком случае необходимость Христианам сегодня содержать таковых отделенных людей? Многие решили, что ответом на эти вопросы будет "Да", но....
...точно ли это так?
Хорошо
ОтветитьУдалить:)
Удалить