18 декабря 2012 г.

Рассуждения о современной десятине (часть 1) /Суть учения/

  2 комментария



Среди множества противоречивых учений, учение о десятине выделяется особенно ярко, потому что носит практический характер и навязывается исключительно настойчиво и интенсивно.

У многих искренних Христиан возникают сомнения по поводу этого учения, что подталкивает их изучать Библию, рассуждать и разбираться с целью либо утвердиться в его истинности, либо отказаться от следования за ним, но в любом случае не остаться в состоянии колебания и неуверенности.

Учение о десятине относится к ряду таких учений, которые "проповедники" призывают принять без рассуждения и сомнений. Сомнения на этот счет приравнивают к неверию, иногда к жадности или даже бунту и непослушанию Богу, заставляя тем самым людей бояться задавать вопросы или рассуждать.

Количественный перевес последователей учения о десятине связан скорее с тем, что трусливых людей как правило больше, чем смелых, а готовых пожертвовать истиной ради комфорта больше, чем готовых пожертвовать комфортом ради истины. К тому же это число дополняется множеством людей, усвоивших это учение как аксиому, и людей, кто был обманут за счет недостатка ведения.

В этой части рассуждений ставится цель более-менее кратко представить современное учение о десятине и забросить читателю первые семена сомнений в нем. Этих сомнений бояться не стоит, потому что написано "Все испытывайте, хорошего держитесь." (1Фесс.5:21)


Суть современного учения о десятине

Как правило, теоретической базой данного учения выступают места Священного Писания о десятине из закона моисеева; о десятой части военной добычи, принесенной Аврамом; о десятой части, обещанной Иаковом; упоминание ветхозаветной десятины Иисусом Христом; о ссылке на пример Аврама в послании к Евреям. Особенное место занимает 3 глава книги пророка Малахии. Кратко упомянем обо всем этом по отдельности.


Проклятие по Малахии

Малахии 3 глава:
"8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями.
9 Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.
10 Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?
"

Самый популярный аргумент проповедников десятины. Данное место Писания применяется к новозаветным верующим. Проповедник объясняет, что оно означает, что если Христианин не будет отдавать десять процентов своего прибытка деньгами в свою поместную общину, то на него придет проклятие. Христиане, не выполняющие данного постановления, являются таким образом ворами у Бога.

На мой взгляд, Малахию цитируют чаще других, потому что с помощью этой цитаты легче всего можно манипулировать людьми через страх проклятия или воровства.


Семена сомнения:

- термин "десятины" в данном месте Писания обозначает прописанные в законе Моисея постановления, а не современную практику принесения десяти процентов дохода. По закону, десятина приносилась только от плода скота и земли и только с территории святой земли.

-  "дом хранилища" - это конкретное место, которое находилось в иерусалимском храме, где следовало хранить запас пищи, которую употребляли левиты, несущие службу при храме в соответствии с очередностью. Этот запас пополнялся священниками. Народ не приносил своих десятин в дом хранилища никогда. (остальное время левиты жили в левитских городах и питались от десятин народа)

- слово "пища" напоминает о том, что десятины никогда не принимались деньгами. Десятина любого вида (не только левитская, но и праздничная и десятина для бедных) никогда не приносилась деньгами.

-  данное место Писания скорее относится к священникам, как и почти все остальное пророчество Малахии. "Дом хранилища" не способен был уместить все десятины всего народа, но мог уместить хранившуюся там пищу, которую украли священники. Бог требовал ее вернуть. Доступ в этот "дом хранилища" также имели только священники, а не народ.

- у принесения в "дом хранилища" десятин и приношений есть цель - восстановить служение в храме. Именно это угодно Богу, а не сами десятины и приношения.


Пример Аврама

Бытие 14 глава:
"17 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что [ныне] долина царская;
18 и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, -
19 и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;
20 и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.
"

Данное упоминание о десятине является одним из немногих, которые находятся раньше того, как моисеев закон был дан. Поэтому проповедники любят использовать его для утверждения, что десятина священнику - это моральный принцип или духовный закон, который не имеет отношения к левитскому служению.

Также очень часто проповедники, указывая на данный пример, говорят о том, что Аврам был благословен Богом потому, что был верен в десятине. Т.е. соблюдение "духовного закона" о десятине принесло в жизнь Аврама благословение и процветание.

Аврам - отец веры, и поэтому мы должны следовать его примеру, говорят проповедники десятины. И раз Аврам отдал тогда десятую часть военной добычи Мелхиседеку, то и Христиане должны регулярно отдавать десять процентов своих денег в распоряжение своих лидеров. Логично?


Семена сомнения:

- основной темой и идеей данного отрывка Писания является вовсе не десятина, отделение которой упомянуто здесь как бы между делом.

- Мелхиседек благословил Аврама до того, как тот отделил десятую часть. Благословение Аврама не зависело от десятины.

- данный текст является единственным примером приношения десятой части Аврамом за всю его жизнь. Отделение десятины Мелхиседеку не носило регулярный характер в жизни Аврама.

- в данном случае Аврам отделил десятую часть не от своих прибытков, а от военных трофеев.

- Мелхиседек не требовал от Аврама десятины и не угрожал проклятием.


Пример Иакова 

Бытие 28 глава:
"20 И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21 и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -
22 то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, [Боже], даруешь мне, я дам Тебе десятую часть."


Этот пример используется как еще один аргумент в пользу того, что десятина была и до закона Моисеева, и потому является вечным моральным или духовным законом. Проповедники часто обращают внимание, что десятина занимала важное место в отношениях Иакова с Богом. Поэтому предполагается, что Христиане будут следовать его примеру.


Семена сомнения:

- десятая часть Иакова носит условный характер, т.е. Иаков обещает принести ее, если будут выполнены определенные условия.

- в данной истории десятая часть была инициативой Иакова, а не Божьей. Бог не просил и не требовал от Иакова десятой части.

- десятая часть Иакова является примером обета, но не обязанности регулярно приносить десятину. Употребление десятины в обете означает, что она не являлась чем-то, что было и так обязательно. Ведь если Иаков и так был обязан отдавать десятую часть, то как он мог этим торговаться?

- в Библии нет упоминания о том, исполнил Иаков этот обет, или раскаялся в нем, как в попытке торговаться с Богом.

- этот пример является единственным случаем в жизни Иакова, где фигурирует десятая часть. Иаков не приносил регулярно десять процентов своих денег каким-либо священникам.

- в данном отрывке десятая часть прибытков не является основанием благословения и процветания, скорее наоборот - для Иакова благословения от Бога являются основанием десятины. 



Упоминание десятины Иисусом Христом

Матфея 23:23
"Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять."

Обращаясь к книжникам и фарисеям, Иисус упоминает ветхозаветную десятину, данную в законе Моисея. За этой цитатой обычно следует восторженный выкрик проповедника: "Вот видите, Иисус не отменил десятин, но сказал, что это надо продолжать делать!".

Семена сомнения:

- данное послание обращено к категории людей, которые не приняли Иисуса Христа как Сына Божьего.

- здесь Иисус упрекает книжников и фарисеев, а не хвалит их.

- говоря о десятине с мяты, аниса и тмина, Иисус подчеркивает натуральный характер десятины - т.е. что она не приносилась деньгами.

- "и того не оставлять" относится к постановлению закона Моисея и ветхому завету, который был актуален в том контексте. После же смерти и воскресения Иисуса Христа вступил в силу новый завет, основанный на лучших обетованиях.



Десятина Авраама в послании к Евреям

Евреям 7 глава:
"1 Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей,
2 которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира,
3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
4 Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих.
5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь - брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых.
6 Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там - имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
"

Очень удобное для пропоганды десятин место Писания. Здесь вместе фигурируют как десятая часть, принесенная Аврамом Мелхиседеку, так и левитская десятина ветхого завета. Все в одном флаконе. Главное помочь людям сделать вывод, что суть данного места Писания в объяснении важности десятины.

Семена сомнения:

- на самом деле суть данного места Писания в объяснении и аргументации, что Иисус Христос есть священник навеки по чину Мелхиседека, чье священство превосходит и потому оканчивает священство Аарона.

- в данном тексте десятина является не центральной темой, а способом объяснить отличие различных видов священства. Несмотря на то что десятина Аврама и десятина левитская - разные вещи, и в том и в другом случае она была отдана различным священникам.

- десятина Аврама здесь противопоставляется левитской десятине, а не приравнивается к ней.

- Мелхиседек назван подобным Иисусу Христу, что означает, что это не сам Христос. Некоторые атрибуты Мелхиседека используются для понимания священства Христа.

- 11 стих данного места Писания не возвращает, а уводит нас и от случая с Мелхиседеком, и от левитского священства к новому завету и Иисусу Христу как Первосвященнику, Который именуется по чину Мелхиседека, но "не требует служения рук человеческих".

- применительно к современному церковному контексту, требующие десятин и собирающие их могут быть соотнесены с левитами, а не с Мелхиседеком из приведенного отрывка Писания.

- в 5 стихе данного отрывка указано, кто имел  заповедь по закону брать десятину. Современные собиратели не являются ни законными правообладателями, ни Мелхиседеком, ни Иисусом Христом, пришедшем во плоти из колена Иудина.


Что ж, теперь у нас есть какое-никакое представление об основных элементах современного учения о десятине. В следующих частях продолжим рассуждения с целью определить...
...точно ли это так...
Поделитесь этой статьей:

2 комментария

  1. Понравилось рассуждение. Давно хотела поглубже разобраться, руки не доходили. Я за даяние. Но не за десятину в церковь- это же закон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Слава Господу Иисусу Христу за то, что ищущие истину находят ее.

      Рад за Вас, что "дошли руки" начать разбираться в этом вопросе, который уже долгое время является источником всевозможных манипуляций.

      Хотелось бы, чтобы как можно больше людей начали вникать в Слово Божье, а не слепо следовать за человеческим авторитетом.

      Благословений Вам.

      Удалить